храмЦентр современного буддизма в России - Иволгинский дацан - сравнительно молодой монастырский комплекс, построенный сразу после Великой Отечественной войны буквально среди чистого поля.

«Хамбын Сумэ», или «Гандан Даши Чойнхорлинг» (в переводе с тибетского – Колесо учения, дарящее счастье и полное радости) располагается на окраине небольшого селения Верхняя Иволга в 36 км западнее столицы Бурятии Улан-Удэ. 

За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные химморинами – цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, да покрытая разнотравьем степь до самых предгорий Хамар-Дабана. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром. А внутри ограды – целое местечко, включающее культовые религиозные сооружения, визитно-информационный центр, буддистский университет, домики для проживания монахов и студентов-хураваков, летнюю гостиницу для туристов, музей памятников буддистского искусства, библиотеку, оранжерею со священным фикусом, или деревом Бодхи, сувенирные лавки, вольеры для косуль – священных животных, согласно легенде – первых слушателей наставлений Будды, достигшего просветления. 

История строительства Иволгинского дацана

Буддизм проник в Забайкалье примерно в XVII столетии, потеснив шаманизм, православие и старообрядчество. До революции на территории современной Бурятии функционировало несколько десятков буддистских дацанов, уничтоженных большевиками наряду с храмами других религий.

С историей возведения первого в Советском Союзе дацана связывают известный факт крупной денежной помощи фронту в сумме 350 тысяч рублей, собранных верующими буддистами Бурятии. Когда ламам задают вопрос по поводу разрешения на строительство монастыря, они отвечают – Сталин позволил. За несколько дней до окончания войны Постановлением Совнаркома Бурят-Монгольской АССР в местности Ошор-Булаг Иволгинской долины разрешалось сооружение буддийского храма «Хамбийское Сумэ». 

Верующие со всех ближайших окрестностей потянулись к месту строительства, чтобы помочь, кто физически, кто материально, многие приносили религиозную утварь, сохранённую после разрушения храмовых зданий. В конце декабря 1945 года возведён деревянный дом, которому позже придали вид дугана с традиционно загнутыми кверху уголками крыши. В нём прошли первые службы – хуралы, а первый Цогчен-дуган построен к 1948 году, который после сооружения второго храма стал Чойра-дуганом философского факультета.

молитвенные барабаны в храме

В 1951 году за Иволгинским дацаном официально закреплён участок земли. Основные храмовые сооружения монастырского комплекса возводились в 70-е годы прошлого столетия, а в 1991 году при нём основан Буддийский университет, в котором сейчас обучаются на 4 факультетах около 100 студентов-хувараков, изучающих философию, восточную медицину, иконографию, тибетский язык, а также целый ряд светских предметов – логику, историю и прочие. 

Осенью 2002 года в Иволгинский дацан переместили главную реликвию российских буддистов – нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников.

В нём находится и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева.

Исторический и архитектурный памятник, Иволгинский дацан сегодня – обязательный пункт посещения всех экскурсионных и паломнических туров по Бурятии благодаря удобному месторасположению рядом со столицей и хорошей транспортной обеспеченности.

Структура монастырского комплекса

На территории Иволгинского дацана располагается 10 храмов-дуганов и 3 ступы-субургана: «Балдан Брайбун», «Найман Отоши» и Священный субурган с мощами Будды и Хамбо-ламы Е.-Д. Шарапова. Всем религиозным постройкам буддизма характерно многоцветие. Храмы монастыря Верхней Иволги не исключение – пёстрые и яркие. 

Главный соборный храм комплекса Цогчен-дуган построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя. 

Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи. 

Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя. 

Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ. Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы. 

Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение. 

По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами – молитвами, в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.

Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей

Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов. 

Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно. 

В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии. 

Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет. 

Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.

Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.

В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.

В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье. 

В 10 км на северо-запад от селения на вершине Лысой горы располагаются святые места обо Улзытэй Ундэр. Летом к ним собираются ламы и жители ближайших деревень на обряд почитания, во время которого произносят молитвы с просьбой о дожде для хорошего урожая. А юго-западнее Верхней Иволги, примерно в 3 км от её окраины, проезжающие мимо туристы останавливаются, чтобы осмотреть трёхметровый субурган «Бунхан».

сооружение дацана

Посещения и экскурсии

Пройти на территорию Иволгинского дацана можно с 9 до 19 часов, в большие праздники – через главные ворота, в обычный будний день – через левую калитку, сразу возле которой начинаются торговые палатки с сувенирами и вязаной шерстяной продукцией – варежками, шалями, носками.

Посещение дацана обычно начинают с гороо – почётного обхода святых мест, который совершают неспешно по направлению часовой стрелки и обязательно нечётное количество раз. Для этого в монастыре по всему периметру оборудована специальная дорожка. По пути следует обязательно крутить хурдэ – молитвенные барабаны, также по часовой стрелке. Считается, сколько раз барабан обкрутился вокруг своей оси, столько же раз прочитаны и обращены к Будде молитвы.

Можно заходить в любой из открытых дуганов, общаться с ламами – они очень приветливы и доброжелательны, обязательно подскажут к кому обратиться со своим вопросом: к астрологу, если цель визита – узнать своё будущее, к ламе-медику, если беспокоят проблемы со здоровьем, а уж побеседовать о каких-то психологических состояниях организма сможет любой из монахов.

Посетителям рекомендуют заказывать экскурсии: их проводят ламы-гиды для групп или индивидуально. Стоимость экскурсии в зависимости от языка – бурятского, русского или английского для групп из 1-3 человек от 250 до 350 рублей, если количество посетителей в группе больше 3-х, то от 70 до 100 рублей с человека.

Посещение Иволгинского дацана входит в программу многих этнотуров по Байкалу и Бурятии.

Полезные подсказки для туристов

На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.

Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, как этого требуют правила посещения православных церквей, а вот надевать мини-юбки нежелательно. 

Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем. В Иволгинском дацане во время выноса нетленного тела Итигэлова не разрешается к нему прикасаться.

Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме, многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.

Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.

Лучшее время для посещения Иволгинского дацана – после 16 часов, когда большинство паломников уже уйдут. Вход на его территорию бесплатный.

Где остановиться

По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.

Большинство туристов предпочитают гостиницы столицы для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов, стоимость номеров в них от 300 рублей в сутки для одного человека.

Как добраться

Россия, Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга

Из Москвы в Улан-Удэ добираются поездом или самолётом. Авиаперелёт продолжается в течение 6 часов, а билеты на самолёт обходятся в среднем 15800 рублей, но если повезёт, бывают и экономварианты с ценой 13400 рублей за 1 билет.

Путешествие поездом более продолжительное – около 4-х суток, но и стоимость билетов дешевле – от 8600 рублей для 1 пассажира в плацкартном вагоне.

От площади Банзарова в Улан-Удэ отправляется 130-й автобус, следующий до райцентра Иволгинск. Первый рейс в 6-50, до 19 часов автобусы отправляются каждые 10 мин, до 20 часов – каждые 20 мин, до 21 часа – каждые 30 мин. Время в пути – 50 мин, цена билета – 45 рублей. От Иволгинска до Верхней Иволги расстояние всего 8 км, его преодолевают, пересев на местную маршрутку и заплатив за проезд 15 рублей. По большим религиозным праздникам автобус доходит прямо до дацана.

Собственным автомобилем необходимо ехать по Кяхтинскому тракту, который ранее обозначался на картах как трасса А-165, а позже – А-340. Следуя через Сужу, Нур-Селение, Нижнюю Иволгу, райцентр Иволгинск и Верхнюю Иволгу, до храма можно добраться из Улан-Удэ за полчаса.

Комментарии  

# Наталья Станиславовн 05.09.2021 16:25
Добрый день, подскажите ,а зимой храм открыт для посещения?
Ответить