остров белый сверхуЕсли и существует край земли за Полярным кругом, то находится он в Карском море на острове Белый, отделённом от полуострова Ямал проливом Малыгина. В самом узком месте расстояние между берегами всего 9 км, и летом его преодолевают на лодках, а зимой на оленьих упряжках.

Остров Белый практически необитаем, постоянного населения на нём нет, но несут свою вахту метеорологи, наблюдающие за климатом Арктики на метеостанции, возведённой свыше 80 лет назад. А ещё, согласно ненецким легендам, в южной части острова обитает Сэро Ирико – Белый старик. Здесь находятся древние святилища ненцев, к которым и в сегодняшние дни направляются конные жители Ямала для совершения традиционных обрядов.

Долгое время на острове несли службу пограничники, но затем воинскую часть перенесли на материк, а всё её имущество осталось на Белом. Спустя время оно превратилось в арктический мусор и груды металлолома. Сейчас волонтёры-экологи в рамках специального проекта убирают и демонтируют всё, что угрожает экологической ситуации на острове. Около 80 тонн отходов и металлолома уже отправлено на континент для утилизации, запланирована ещё не одна экспедиция для продолжения этих работ. 

Вся территория острова входит в состав Ямальского природного заказника, созданного в 1977 году. На Белом много белых медведей. Для них остров – своеобразный роддом, на котором медведицы устраивают берлоги, приводят потомство и подкармливают малышей до такого возраста, когда медвежата вместе с мамой смогут преодолевать значительные расстояния по ледяной Арктике в поисках пищи. Встреча с медведицами на острове Белом очень опасна, поскольку звери, защищая своё потомство, очень агрессивны.

Кроме белых медведей, на острове немало росомах, песцов, диких северных оленей, а также встречаются «краснокнижные» редкости – атлантические моржи, малые лебеди и белоклювые гагары.

Немного о печальных страницах истории острова Белого

Во время Великой Отечественной войны у берегов острова случилась большая трагедия, унесшая жизни сотен людей. 8 августа 1944 года из современного Северодвинска, а тогда Молотовска, в направлении Диксона вышел арктический конвой БД-5, состоявший из парохода «Марина Раскова» и трёх сопровождающих транспортное судно тральщиков. На борту парохода находилось более 400 человек пассажиров – полярников, военнослужащих Беломорской военной флотилии, гражданских специалистов, работающих в системе Северного морского пути, и их семей – жён и детей.

Немецкая субмарина атаковала транспортное судно вечером 12 августа. Пароход дал крен, и экипажи тральщиков предприняли попытки спасти пассажиров судна. Однако вскоре были потоплены и два из сопровождавших конвой тральщиков. Команде оставшегося тральщика удалось спасти около 180 человек, а в море после его ухода осталось примерно столько же. В результате поисково-спасательной операции удалось спасти около 70 человек, остальные считаются погибшими и без вести пропавшими. 

В конце августа возле мыса Рагозина на острове Белом найден кунгас с погибшими участниками конвоя. Их останки преданы земле, но с течением времени место погребения затеряно. Лишь в начале нынешнего века в память о трагедии на острове Белый установлен малый мемориальный комплекс, возведена часовня, а также организована Всероссийская экспедиция памяти, в ходе которой установлены имена выживших и павших в результате трагедии участников конвоя.

В апреле 2016 года в 4 км от метеостанции обнаружено потерпевший крушение вертолёт «Робинсон», участвовавший в экспедиции «По следам двух капитанов». Один из погибших в этой катастрофе – известный полярник Олег Продан.

белый остров в карском море

Достопримечательности острова Белого

У северо-западной оконечности острова в 800 м от побережья Карского моря располагается постоянно действующая гидрометеорологическая станция имени М.В.Попова. Её открытие состоялось в конце 1933 года, и с тех пор сотрудники неустанно ведут наблюдения за климатом Арктики, влияющим на погоду всей страны.

В этой же части острова установлена мраморная плита в память о погибших участниках конвоя БД-5 и состоялось перезахоронение останков, которые в кунгасе прибились к берегам острова Белый. Над этим местом возвышается деревянный крест, а поблизости построена православная часовенка Николая Чудотворца.

Любопытно также здание маяка, прекратившего свою деятельность после появления более современных навигационных устройств. У южной окраины острова находится несколько древних ненецких святилищ. Немалый интерес представляет полярная композиция из старых ржавых бочек под названием «Животные, обитающие в Арктике», изображающая белого медведя, северного оленя, моржа и малого лебедя.

Возле метеостанции установлен необычный столб, получивший наименование «Стороны света». Каждый желающий прикрепляет к нему табличку с именем своего населённого пункта, указывающую направление, в какой стороне он находится. Ещё один уникальный объект, вполне достойный стать музейным экспонатом, - заброшенный домик охотника-промысловика. Вертолётная площадка острова также своеобразная достопримечательность: она обустроена в виде улыбающегося смайлика и встречает каждого прибывшего солнечным настроением.

брошеные боевприпасы на острове белый

Где остановиться

В вахтовом посёлке Бованенково нет гостиниц. Рабочие-вахтовики живут в общежитии. Иногда в нём предоставляют возможность для ночёвки прибывающим в командировку или журналистам, однако понадобится предварительная договоренность. Желающие просто полюбоваться северным сиянием останавливаются в основном в Воркуте, где существует около 10 отелей и хостелов, предлагающих проживание в номерах стоимостью от 1500 до 4000 рублей в сутки. Квартиру посуточно можно снять и за 1000 рублей в сутки.

На острове Белый практически нет условий для организации ночлега. Для волонтеров, прибывающих на Белый в рамках экологических экспедиций, обустроен домик. Рядом с ним установлен дизель, обеспечивающий жилище электричеством и, соответственно, определенными благами цивилизации.

Как добраться острова Белый

Карское море, Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ

Добраться до острова можно вертолётом от ближайшего  вахтового посёлка Бованенково. Летают туда преимущественно волонтёры, участвующие в экологических экспедициях по очистке острова Белого от мусора и отходов. Аэропорт Бованенково считается стратегическим объектом для освоения нефтегазоконденсатного месторождения и является собственностью компании «Газпромавиа». В год обслуживает около 130 тыс. пассажиров, в основном, вахтовых рабочих. Перелёт из Салехарда в Бованенково на вертолёте занимает 3-4 часа. Поездом в посёлок можно добраться из Лабытнанги, но времени на дорогу уйдёт больше суток. 

В районе газодобывающего комплекса вокруг Бованенково прокладывается целая сеть зимников, по которой движется колёсный транспорт. Не зная дороги, в этой путанице можно легко заблудиться. Вахтовый транспорт заполнен рабочими газокомплекса, но иногда бывает свободно 1-2 места. 

Для организации похода по полуострову Ямал и на остров Белый используют, как правило, гусеничные вездеходы, но это дорогой вид транспорта. Например, чтоб нанять «частника» от Лабытнанги до Сеяхи, понадобится заплатить не менее 5 тыс. руб. с человека. В случае непредвиденных трудностей на маршруте на помощь всегда приходят местные ненцы-кочевники на нартах или снегоходах.

Несколько лет назад латвийские путешественники совершили поездку на остров Белый, используя вездеходы «Бурлак». Команда совершила передвижение по заснеженному полуострову и льду Северного Ледовитого океана по маршруту – Инта, Воркута, Байдарацкая губа, Бованенково, а обратно через Лабытнанги, Ивдель и Екатерингбург.

К сожалению, регулярных рейсов и туристических маршрутов на остров Белый в настоящее время организовывается мало, но у этой территории большой туристический потенциал, поэтому есть надежда в будущем приоткрыть для российского и зарубежного туриста тайны российской Арктики.

Комментарии  

# Александр Богачук 13.09.2021 20:59
Зимовал на п.с.Попова в 60Х годах. Тогда было всё
сложнее, но и проще. Есть кое-какие воспоминания
о том времени. У нас были маяк, аэрология, дизельная,
(она же и механическая- два токарных станка с
ремённым приводом) ветряк, который мы восстановили
после аварии, и т.д. Сейчас уже нет ничего, наверное.
Видел только маяк. из него делают памятник, а у нас
он был в работе под моим началом. Ну и т.д.
С уважением, Александр Богачук
Ответить