александр первый фортЗакладывая морскую крепость на острове Котлин в Финском заливе, царь Пётр I стремился решить важную государственную задачу – защитить от шведов путь к Петербургу.

Мощные фортификационные укрепления цитадели оправдали поставленную цель – они не только стали надёжными вратами северной столицы, но и несколько столетий служили военной базой Балтийскому флоту России.

Небольшая историческая справка

Вернув исконные русские земли вдоль берегов Невы от её истока до впадения в Финский залив, царь Пётр I понимал, что завоёванную территорию надо ещё и удержать. Шведские корабли постоянно маячили на горизонте, и отогнать их было нечем, флота у России ещё не было. Когда эскадра неприятеля отправилась на зимовку, царь прибыл на остров Котлин, чтобы осмотреть его, сделать промеры глубин у берегов. 

Обследование суши и акватории залива показало, что у северного берега мелко, зато мимо южного побережья можно проложить фарватер к Петербургу. Всю зиму с северной стороны насыпались камни и песок, и ближе к весне уже был готов искусственный островок, на котором незамедлительно воздвигнут форт, названный Петром I Кроншлот. А в это время на Олонецкой верфи закладываются первые русские корабли – фрегаты, галеры, скампавеи. 

Возвратившиеся в июле 1704 года шведы опешили от неожиданности, увидев укрепления. Два дня безуспешно атаковали шведские суда русские фортификации, но, попадая под перекрёстный огонь Кроншлота и батарей Котлина, убрались восвояси. А через год встали на якоря у острова первенцы русского флота на Балтике – фрегаты «Нарва», «Петербург», «Кроншлот», «Триумф», которые успешно защищали подходы к северной столице с моря. 

Пётр I на протяжении последующих лет продолжал строительство укреплений, создав мощную линию фортов, ставших основой морской крепости – Кронштадта, Коронного города.

Самые известные из кронштадских фортов

Кроншлот

О существовании глубоких судоходных участков с северной и южной стороны острова Котлин знали давно, особенно известным был Южный фарватер, или «Корабельный ход», часть древнего морского пути «Из варяг в греки». Он и по сей день является важной международной торговой магистралью. Вот почему владение островом для русских оказалось стратегически важным, а его укрепление стало важнейшей государственной задачей. 

В октябре 1703 года к острову прибыл царский караван из нескольких вёсельных лодок, который привёл рыбак Семён Иванов, а спустя несколько недель на клочке суши высадились пехотинцы-строители во главе с полковником Ф. Толбухиным и подполковником П. Островским. По собственноручно изготовленному царём макету начинает возводиться первый русский форт на Балтике, в народе прозванный «Чудоделом», а официально названный Петром Кроншлотом – «Коронным замком». 7 мая 1704 года над ним поднят русский флаг, а уже 14 июля сыграна первая боевая тревога. Практически два века он был центром всей обороны Кронштадта.

защитное сооружение на воде

Император Пётр I (Цитадель)

После окончания войны со шведами царь Пётр I понимает, что по Южному фарватеру к Санкт-Петербургу может двинуться любой враг, имеющий на вооружении флот, поэтому принимает решение на подступах к острову Котлину воздвигнуть ещё один форт – Цитадель на таком же искусственном ряжевом островке. Через год и возник этот богатырь за 4 версты перед Котлином, образовав вместе с ним и батареями Зацитадельной и Двухэтажной Южной единую линию обороны Южного фарватера.

В конце XVIII столетия произошла его модернизация: все деревянные сооружения заменены на каменные, и теперь он состоял из трёх гранитных полубашен, соединённых оборонительными стенами, внутри обустроена уютная гавань с двумя воротами и двумя разводными мостами. Обновлённым фортом, именовавшимся теперь уже «Император Пётр I», командовал подполковник Бычков.

Сооружение мужественно сражалось с английской эскадрой в 1855 году, ошарашив весь мир «адскими машинками» - первыми русскими подводными минами, позже усовершенствованными на специально устроенной в форте минной, а позже – и торпедной мастерской. 

Во время Великой Отечественной войны рабочие и служащие снабжали флот минами, торпедами и снарядами, невзирая на осадное положение, в условиях отключённой электроэнергии и воды бесперебойно производили оружие фронту. Практически все они награждены медалью «За оборону Ленинграда».

Форт Император Пётр I – один из недоступных в Кронштадте режимный объект, огороженный колючей проволокой и охраняемый часовым. Увидеть его можно только во время морской экскурсии. Поход по льду зимой – мероприятие опасное, слишком близко проходит действующий круглогодично Южный фарватер.

Павел I (Рисбанк) возник на месте деревянной батареи и считался мощнейшим на то время фортификационным укреплением Балтики, которое постигла, к сожалению, трагическая участь, и сейчас от него остался лишь зелёный остров с остатками башни.

Название форт, изначально – деревянная батарея, получил чисто географическое – его основание располагалось на возвышенности морского дна, так называемой банке, посреди которой находилась скала – риф. В итоге – риф на банке, со временем трансформировалось в Рифсбанк, но вскоре и буква «ф» из названия выпала, оставив звучное и привычное для русского слуха наименование. 

Строительство каменного сооружения на месте деревянной батареи инициировано в конце 1844 года императором Николаем Павловичем. Будущее сооружение обязано было защищать подступы к Южному фарватеру и держать под прицелом своих орудий всю акваторию Большого Кронштадтского рейда. Периметр стен превышал 500 м, над полуподвальным этажом возвышались три яруса казематов, над которыми установлены почти 200 пушек самого крупного калибра. На протяжении многих лет форт, переименованный в Павел I, служил ключевым укреплением на Большом Кронштадтском рейде.

Во время Русско-Турецкой войны 1877-78гг. стены сооружений обновились новым материалом – чрезвычайно прочным бетоном и впоследствии выдерживали нападение многих вражеских десантов. Однако сооружались новые фортификационные укрепления дальше на запад, и форт Павел I постепенно превратился в склад военного оружия и имущества, оказавшись в глубоком тылу обороны. К началу XX столетия его полностью разоружили, и до июня 1919 года жизнь в его стенах текла тихо и спокойно. В этот период в нём находился крупный склад мин, в котором грянул страшный взрыв, принесший зданиям серьёзные разрушения, приведшие к запустению. Мины так и остались в уцелевших казематах, невостребованные никем. В июле 1923 года вновь прогремел взрыв. Во Вторую мировую войну форт сражался, в его стенах укрепились боевые расчёты с тремя 100-миллиметровыми орудиями. После войны ещё 10 лет в акватории на подступах к Кронштадту вылавливали подводные мины и обезвреживали почему-то у стен форта Павел I, в результате чего памятник военной архитектуры превратился в жалкую развалину под народным названием форт «Рваный».

Император Александр I (Чумной)

В июле 1845 года состоялось освящение вновь сооружённого на самой высокой точке Южного фарватера форта Император Александр I. Перед ним, как на ладони, простиралась панорама Финского залива с видными поодаль очертаниями форта Рисбанк и Двухэтажной Южной батареи, а позади – фортификации Кроншлота и Императора Петра I. Здание воздвигнуто на мощном фундаменте, состоящем из более чем 5000 свай, между ними засыпан песок, покрытый сверху двухметровым бетонным слоем, затем уложено почти 11 тысяч гранитных плит, поверх которых возведено компактное овальное трёхъярусное здание со стенами толщиной 2,4-3 м. Основное его предназначение – обстрел фарватера косвенными выстрелами из 137 орудий, из них 34 бомбовые пушки размещались на открытой верхней батарее.

До 1896 года гарнизон принимал участие в боевых действиях, пока не оказался, как и другие старые форты, в тылу новых фортификаций. На рубеже столетий здания переоборудованы в лабораторию по изготовлению противочумной сыворотки, поскольку в многонаселённом Петербурге такое производство оказалось бы опасным, и в народе его стали называть Чумным. Кроме чумы, в лабораторных помещениях изучались и другие болезни – оспа, холера, сибирская язва и создавалась вакцина для спасения от них.

В годы гражданской и Великой Отечественной войны он вновь стал военным объектом. До 1985 года в его стенах находился склад, но и он затем упразднён, а форт опустел, и сегодня мрачно возвышается над морем.

Вокруг сооружено до 19 фортификационных укреплений, представляющих сегодня интерес как выдающиеся памятники военной архитектуры разных периодов. Уникальные из них, кроме упомянутых, – форты Константин, Первомайский (Тотлебен), Красноармейский (Обручев), Северный №6 Рябиновый остров, Южная батарея №2 Дзичканец и №3 Граф Милютин (Башенная), Северная батарея №4 Зверев, береговые форты Шанец и Риф.

вид сверху на форт

Экскурсии к достопримечательностям Кронштадта

Во время экскурсии по Старому городу туристы знакомятся со многими уникальными достопримечательностями Кронштадта. Встреча с гидом происходит на самой маленькой улочке возле чугунного котла, связанного с легендой возникновения названия острова Котлин. Далее на пути экскурсионной группы – часовня Тихвинской иконы Божьей Матери, Дерево желаний, Музыкальный фонтан, строение Морской библиотеки и Гостиный двор. Туристам предлагается прогулка вдоль Обводного канала с осмотром зданий адмиралтейства, а далее вдоль берегов Финского залива по бывшей улице Поморской с множеством сооружений петровских времен – Итальянским дворцом, от которого открывается живописный вид на Купеческую гавань и Итальянский пруд, а также на панораму с Таможней, Рыбными рядами и Голландской кухней, напоминающую о том, что город когда-то был большим торговым портом. Любимые места отдыха горожан – Петровский парк с памятником Императору Петру I и Якорная площадь с Морским собором – главным символом Кронштадта. Экскурсия продолжается 1,5-2 часа, её стоимость 1200 рублей с 1 человека или 4000 для группы от 10 человек.

Гостям города особенно интересными покажутся морские экскурсии к фортам Чумный, Зверев, Тотлебен, Риф, Обручев, маякам Кронштадта, стоимость которых колеблется в пределах от 1000 до 3500 рублей с 1 человека.

Где остановиться

Гостиницы предлагают туристам размещение в уютных номерах люкс и эконом-класса со стоимостью в среднем 2800 за сутки. Популярны у гостей гостиница Форт Константин с собственным причалом, к которому пришвартовываются яхты путешественников, а также Форсаж, Славянка и детский санаторий Аврора для малышей 4-6 лет. Посетить форты доступно и, остановившись в одной из гостиниц Петербурга или Петергофа. 

Как добраться

Россия, г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт

Раньше до города на острове Котлин добраться можно было только водным путём – на пароме, теплоходе или метеоре. С 2011 года после возведения дамбы в Кронштадт из Санкт-Петербурга курсируют маршрутки и автобусы. Цена автобусного билета – 40 рублей, на маршрутку – вдвое дороже.

Автобус №101 отправляется от станции метро «Старая деревня» в Питере, маршрутки 405 и 407 - от станций метро «Чёрная речка» и «Проспект просвещения».