Набережная в Самаре – конечная цель любого прогулочного маршрута. Умиротворённый плеск волжского течения, кудрявая зелень прибрежных парков, живописная панорама Жигулёвских гор на противоположном берегу, любопытные скульптурные формы располагают к продолжительному досугу именно здесь – у кромки могучей российской реки.
Пристани всегда оказывались тем центром, вокруг которого развивались со временем поселения, вырастающие в крупные города. Не исключение и Самарская набережная, за несколько столетий претерпевшая невероятное превращение прибрежных деревянных трущоб, купеческих складов, конюшен, жалких построек бедноты на пристани в современный городской район и культурный центр города, место проведения различных праздничных и спортивных мероприятий, концертов и флешмобов.
Из истории Самарской набережной
Первое упоминание о «прародительнице» Самарской набережной – пристани Samar – встречается на средневековых венецианских картах, созданных купцами-путешественниками приблизительно в 1367 году. С чем связано такое название? Некоторые исследователи предполагают – с крылаткой, семенем дерева неклёна (татарский клён), испокон веков растущего вдоль берегов рек Волги и Самары.
С момента основания поселения-крепости на месте современного центра Поволжья до середины XIX столетия побережье представляло собой хаотическое скопление амбаров, стихийных базарчиков, навесов для строительных брёвен и дров, отрезанное от городских кварталов.
Лишь в середине позапрошлого века городские власти предприняли первые попытки по обустройству побережья и спусков к Волге по проектам архитекторских помощников Фирсова и Еремеева. Однако все работы сводились к ликвидации антисанитарийных построек и строительству дорог, выходящих к Волге по нынешней улице Венцека да двух спусков к реке Самаре в направлении плавучего моста и по нынешней улице Молодогвардейской.
В 1880 году в долгосрочную аренду получил участок на берегу Волги австрийский предприниматель А. фон Вакано. Сооружённые им корпуса пивоваренного завода в традиционном стиле немецких промышленных зданий и в настоящее время привлекают внимание каждого пассажира суден, проплывающих по Волге мимо Самары.
Ещё одно архитектурное украшение побережья по проекту А. А. Щербачёва появилось на берегу у подножья нынешнего Пионерского спуска летом 1890 года – часовня во имя покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, краснокирпичное сооружение с белокаменными элементами фасада.
В целом же побережье так и оставалось неблагоустроенным до конца 30-х годов прошлого столетия.
Благоустройство волжского берега
Об укреплении береговой линии, озеленении прибрежной территории и обустройстве аллеек для прогулок горожан возник вопрос в 1935 году. Перед самой войной в 1939 году между Вилоновским и Некрасовским спусками был очищен от построек участок побережья, на котором сразу же возник пляж, и предприняты работы по началу строительства набережной. С началом войны они оказались прерванными и продолжены в несколько этапов лишь с 1954 года.
Первым благоустраивался уже очищенный перед войной участок длиной в 1350 м вдоль Струковского сада. Возведение железобетонной стены расширило береговую полосу с пляжем и укрепило террасу. Появились лестницы для пешеходов, спускающиеся к Волге, малые архитектурные формы и бетонные скульптуры. Среди стационарных зданий отличались рестораны Бирхаус и Тет-а-тет, работающие, в отличие от летних кафешек, круглогодично.
Вторая очередь Самарской набережной сооружалась с 1958 по 1961 год. Благоустраивался участок берега от завода «Кинап» до бассейна в конце Студенческого переулка протяжённостью 1400 м. Рядом с укрепительной железобетонной стеной появился широкий бульвар со скамейками, интересными скульптурами, детскими площадками, летними палатками для продажи мороженого и напитков. Одновременно застраивались жилые кварталы, взбегающие вверх по спускам. В 2011 году в результате реконструкции этот участок набережной значительно обновлён – уложена тротуарная плитка, поменяны уличные фонари, на месте старого фонтана у бассейна ЦСК появился современный светомузыкальный шедевр из мириад ниспадающих водных капель, а в конце Полевого спуска возникло скульптурное изваяние первого воеводы Самары князя Засекина на коне.
Третий этап застройки побережья начался после сооружения Речного вокзала в 1973 году в направлении от него к улице Некрасовской, то есть, продолжая первую очередь Самарской набережной. Вдоль сооружённой в начале века известняковой подпорной стены продолжен бульвар, построен фонтан у центральной площади. Реконструкция этого участка в 2012 году обновила фонтан «Парус» и миниатюрную скульптуру «Якорь», вместо асфальта уложена плитка, поменяли облик фонари. Совсем недавно поблизости «Паруса» появилась необычная скульптура в виде мольберта с установленной на нём репинской картиной «Бурлаки на Волге» (автор – Н. Куклев).
Позже других, в 1986 году открылась четвёртая очередь набережной – Октябрьская, территория береговой полосы от завода «Кинап» до Силикатного оврага, отличающаяся более крутым спуском к Волге. Самый узнаваемый символ Самары – стела «Ладья», сооружённая к 400-летию основания города, располагается именно здесь. У стелы проводятся масштабные городские праздники и многие культурные мероприятия, одно из запомнившихся – выставка работ французского фотографа Я. Артюс-Бертрана «Земля: вид с небес».
В будущем планируется продолжить Самарскую набережную от «Ладьи» дальше до улицы Лейтенанта Шмидта, увеличив и так самую длинную набережную на Волге, составляющую ныне почти 5 км.
Отдых и достопримечательности на Самарской набережной
Даже в плохую дождливую погоду или в морозный зимний день прогулка по Самарской набережной, вне всяких сомнений, принесёт удовольствие и эстетические эмоции. Здесь множество любопытных мест для осмотра и немало вариантов для активного отдыха, хотя просто пройтись вдоль реки и посидеть в тени каштанов, елей, серых орехов всегда находятся желающие. На набережной обустроены велосипедные дорожки и несколько пунктов проката велосипедов и моторных лодок, детские игровые площадки и спорткомплексы, работают летние кафе и ресторанчики, ларьки с мороженым и минералкой.
Рядом с пивоваренным заводом открыт магазин-пивная «На дне», в котором продаётся настоящее свежее жигулёвское пиво. У горожан это место культовое и называется «Дном». Неподалёку сооружён памятник юнгам и красивый фонтан. Говорят, количество струй в нём 620 – по числу отбывших с речного порта Самары юнг, погибших на фронтах Великой Отечественной войны.
Чуть дальше, прямо на аллейке стоит скульптурный Фёдор Сухов, персонаж известного фильма о событиях гражданской войны. Фигура бойца появилась на Самарской набережной неслучайно – киногерой родом из села под Самарой.
Ограждение первой в России Самарской ГРЭС запоминается необычным бронзовым памятником в честь 150-летия изобретения отопительной батареи. Прямо в стене рядом с центральным входом на территорию ГРЭС – секция радиатора отопления, а над ней греется бронзовый кот, который, как и полагается, исполняет все желания каждого, кто почешет ему лапку.
На отреставрированных участках набережной появились интересные скульптурные композиции – «Белый танец», «Мудрая сова», «Приют ветров и духов», «Ра», а также памятники спортивной тематики. Необычную скамейку соорудили для влюблённых. Такие есть в каждом городе, но на Самарской набережной у неё особенная конструкция – с наклоном лавочки для сидения к центру таким образом, что садящиеся склоняются друг к другу.
В недавно сооружённом парке развлечений KIN.UP всегда людно и весело. Устав от аттракционов, туристы отправляются на речную прогулку теплоходом, отходящим с пристани Осипенко.
Вечером в летнем кинотеатре «Филин» совершенно бесплатно демонстрируют фильмы под открытым небом.
Где остановиться
Временное поселение гостям города в радиусе полутора километров от Самарской набережной предлагают:
- гостиницы Россия, Бристоль-Жигули со стоимостью проживания 1200-1400 рублей в сутки;
- отели Холидей Инн Самара, Граф Орлов, Азимут Отель Самара, Бутик Отель Лофт, Веструм Отель, Европа с ценами на размещение от 990 до 2100 рублей за 1 сутки для одного человека.
Как добраться до Самарской набережной
Россия, Приволжский округ, г. Самара, Самарская набережная
Рядом с Самарской набережной пролегает несколько маршрутов городского транспорта – автобусных №11 и 61, выйти следует на одной из остановок «Иверский монастырь», «Речной вокзал» или «Улица Некрасовская»; маршрутного такси №261, 247 и 61-д, следующих также мимо остановки «Иверский монастырь».
На собственной машине несложно проехать вниз по улицам Вилоновской, Красноармейской или Льва Толстого, с Октябрьского района – по Ново-Садовой; во время пешей прогулки по Струковскому саду также легко сойти по ступенькам вниз прямо к Волге.
Добраться до столицы Приволжского округа не составит особого труда, город находится в тройке лидеров самых популярных направлений из Москвы. Авиаперелёт не занимает больше 1,5 часов времени, стоимость билетов – от 3000 рублей.
Автотранспортом – собственным или общественным – путешествуют по трассе М5, цена автобусного билета – от 1050 рублей.
Посещение Самары и е достопримечательностей входит в программу туристических круизов по Волге, и Самарская набережная встретит первой гостей, прибывших на теплоходе.
Самарцы советуют приезжать к ним в гости по железной дороге – удобно и недорого, всего 2200 рублей в плацкартном вагоне. Зато сразу же по прибытию появится возможность восхититься самым высоким в Европе зданием вокзала – почти стометровым. На высоте 95 м располагается обзорная площадка, с которой открываются потрясающие виды всего города, Волги и Жигулёвских гор. Внутри – Зимний сад, Храм Смоленской иконы Божьей матери, исторический музей «Куйбышевская магистраль».