Парящие в воздухе вантовые исполины Владивостока, словно ажурные кружева, украшают побережье столицы Приморского края, претендуя на роль главного символа города и архитектурного чуда XXI века.
Подвесные мосты сами по себе сложные в техническом исполнении конструкции, поскольку сооружаются не на традиционных быках, устанавливаемых на дне водоёма через определённое количество метров: их дорожное полотно крепится стальными тросами – вантами к одной либо нескольким мощным железобетонным опорам – пилонам, расположенным на берегах водоёма или противоположных сторонах другого природного препятствия. По сравнению с висячими мостами, у которых дорожное полотно посредством вертикальных стальных канатов подвешено к основному несущему тросу, вантовые же обеспечивают большую неподвижность дорожного полотна. Ванты у них протянуты непосредственно к верхушке пилона, если предусмотрен классический или веерный вид моста, либо крепятся поочередно, спускаясь от вершины пилона вниз – в стиле арфы.
Необходимость сооружения моста через пролив Босфор Восточный, отсекающий от материковой части Владивостока остров Русский, возникала, начиная с 30-х годов прошлого столетия, а идея строительства моста через бухту Золотой Рог для улучшения транспортного сообщения между отдалёнными городскими районами озвучивалась ещё в конце позапрошлого века.
Однако реализация этих проектов так и не состоялась по разным причинам: мешали войны – Русско-японская, Первая и Вторая мировые, революция, затем сложности восстановления народного хозяйства после разрушения, позже – перестройка.
Решение о начале строительства принято в администрации губернатора Приморского края лишь в конце 2005 года, строительные работы начались в 2008 году, а их окончание предполагалось осуществить к проведению саммита АТЭС в 2012 году.
Успешная сдача вантовых мостов в эксплуатацию состоялась в августе 2012 года. По многим техническим показателям уникальные сооружения приморской столицы превосходят подобные конструкции в мире. Свою главную задачу сооружения выполняют, не усложняя судоходство по проливу и бухте, не мешая деятельности пассажирского порта, Первомайского судоремонтного завода, частей военно-морского флота.
Золотой мост
Ещё с тех времён, когда Владивосток представлял собой небольшое поселение на берегу бухты Золотой Рог, попасть на казалось бы близкую соседнюю улицу оказывалось сложнее, чем в обычном посёлке на равнине, а чтобы обогнуть бухту по периметру, порой уходило около месяца. Но, памятуя заветы Великого Петра, о мосте даже речь никто не заводил: соединив берега, облегчили бы проникновение врага на материк. Лишь с развитием торговли в конце XIX века впервые появилась потребность ускорить доставку грузов через бухту, но красавец-мост возник в центре Владивостока только спустя более чем столетие, разгрузив наконец-то от пробок Светланскую улицу и украсив мыс Чуркин и Корабельную набережную необычными конструкциями пилонов в виде символа победы – римской буквы V.
Проектированием занимались высококвалифицированные специалисты из Германии, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока, а сооружение всего комплекса вместе с транспортной развязкой и туннелем осуществляла Тихоокеанская мостостроительная компания вместе с субподрядчиками – Примавтодором, Дальмостостроем и другими организациями.
Золотой мост отличился большинством своих технических показателей, которые превосходят параметры известных вантовых мостов мира. Протяжённость конструкции достигла 1388 м, высота пилонов превышает 200 м, длина центрального отрезка особенно внушительна – 737 м, а подмостовой габарит один из наибольших в мире – 65 м и способен пропустить даже крупнотоннажные океанские суда. По мосту тянутся шесть полос для движения автотранспорта и пешеходная дорожка. Сооружению не грозят землетрясения до 8 баллов и шквальные ветры, характерные для Владивостока, скоростью до 47 м/с, а ванты, изготовленные французской фирмой «Фрейссине Интернасьональ энд Компани», гарантированно способны прослужить 100 лет.
Украшенный подсветкой, Золотой мост в ночное время с высоты птичьего полёта напоминает формой сияющий рог, символично подчеркивая своё географическое месторасположение. Воздушный, парящий над волнами бухты, мост – настоящая гордость владивостокцев и любимое место для фотосессий туристов и жителей города.
Достопримечательности рядом с Золотым мостом
V-образные пилоны с вантовой паутиной видны из самых отдалённых уголков приморской столицы. Осмотр Золотого моста часто совпадает с обзорной экскурсией по Владивостоку.
Многие гости города совмещают прогулку по Корабельной набережной, любуясь удивительным строением, с посещением основных достопримечательностей побережья: скульптурного памятника в честь Основателей Владивостока, мемориала боевой славы Тихоокеанского флота с башней Т-34, корабельным орудием и маячным колоколом. По дороге в Адмиральский сквер любуются золочёными куполами Часовни Андрея Первозванного, осматривают скульптуру Ильи Муромца и Арку цесаревича Николая.
Туристы с детьми посещают Выставочный центр и Театр кукол, расположенные совсем рядом в Светланском переулке, а также знакомятся с экспозицией Музея Тихоокеанского флота в Матросском сквере, минуя памятники Морякам торгового флота, Адмиралу Невельскому и Экипажу шхуны Крейсерок.
Известная достопримечательность мыса Чуркин на противоположном берегу – современное здание Государственного театра оперы и балета, названное недавно Приморской сценой Мариинского театра. Для оформления его залов использовались только натуральные материалы, создающие особенную объёмную акустику во время концертов классической музыки и оперных спектаклей.
Русский мост
Многие десятилетия остров Русский оставался закрытым для обычных граждан в связи с размещением на нём военного объекта. Только к середине 90-х годов прошлого столетия чистые пляжи стали доступны жителям и гостям Владивостока. Однако путешествие на пароме или зафрахтованном катере занимало довольно продолжительное время – от 40 минут до 2-х часов в зависимости от той точки на острове, куда следовали пассажиры. Мост через пролив Босфор Восточный сократил время следования на остров автотранспортом до 10 минут и стал настоящим рекордсменом среди аналогичных сооружений мира по многим параметрам.
Длина центрального руслового пролёта путепровода на момент строительства не имела аналогов и составила 1104 м.
Высота пилонов, уходящих сваями на глубину от 46 м на мысе Новосильского до 77 м на полуострове Назимова материковой части города, не уступает размерам небоскрёбов и достигает 324 м.
Общая протяжённость путепровода свыше 3 км, а высота над уровнем воды - 70 м. Русский мост уже Золотого, его проезжая часть состоит всего из четырёх полос движения автотранспорта – по две в каждую сторону.
Особого внимания заслуживает вантовая система, созданная всё той же французской фирмой «Фрейссине Интернасьональ энд Компани», общий вес которой превышает 3700 тонн. Лирики-журналисты назвали её арфой для океанских ветров. Самая длинная из «струн» почти 580 м, самая короткая – свыше 135 м, число прядей в каждой из вант колеблется от 13 до 85.
Проект Русского моста создавался специалистами «НПО Мостовик», строительство осуществляла компания «УСК МОСТ» вместе с субподрядчиками «СК Мост» и «НПО Мостовик». Строители работали в сложных погодных условиях при шквалистом ветре и температурах воздуха от 36 градусов мороза до показателей термометра 37 градусов выше нуля, а последний, «золотой», сварочный шов пришлось осуществлять в ночное время, поскольку нагретый на солнце металл не позволял сделать точную подгонку конструкций.
Открытие моста стало подарком городу ко дню рождения и происходило шумно и торжественно при участии высокопоставленных чиновников и главных лиц страны. Безусловно, Русский мост станет важнейшим объектом, сыгравшим значительную роль в развитии Владивостока и всего дальневосточного региона.
Интересные объекты Русского острова
Главная цель, ради которой туристы пересекают по Русскому мосту пролив Босфор Восточный, - ознакомление с достопримечательностями Русского острова и отдых «на краю земли». Уникальное расположение небольшого клочка суши влечёт туристов-романтиков, находящих на острове не только прекрасные пляжи, но и многие интересные исторические объекты, приоткрывающие завесу изолированного прошлого этой пяди земли у кромки Тихого океана.
В первую очередь стоит воспользоваться экскурсией по фортификационным сооружениям – части знаменитой Владивостокской крепости, спуститься в пещеры 367 батареи, полюбоваться величием Русского моста во всей его красе с высоты Новосильцевской батареи, посетить музей на Ворошиловской батарее, если посчастливится – понаблюдать бесстрашные прыжки в воду клиф-дайверов на скалистом мысе Тобизина, а зимой – отважное покорение океанских волн зимними сёрферами.
В бухте Новик, разделяющей остров на две части, в зимний период собираются любители подлёдной рыбалки, бухта Бабкина летом популярна у семей с маленькими детьми – её акватория небольшая и хорошо прогреваемая солнцем, а оттого тёплая для купания малышей. Пляжи острова на любой вкус: каменистые – в Островной, Чернышова, Иванцова бухтах; галечные и песчаные – в бухтах Рында, Филипповского, Боярин, Новый Джигит, Воевода.
Среди культурных памятников острова – Свято-Серафимовский мужской монастырь, выросший из небольшой походной церкви при воинской части.
Экскурсии по вантовым мостам во Владивостоке
Обзорные экскурсии по Золотому и Русскому мосту входят в программу экскурсионного обслуживания групп, отправляющихся с центра города на остров Русский. Их продолжительность – от 3-4 до 5-6 часов, а стоимость от 1500 до 3000 рублей с одного человека. Помимо осмотра мостов, туристов ожидают интересные рассказы гида о достопримечательностях Русского острова, прогулка на барже по бухте Новик, посещение Храма, студенческого городка ДВФУ, обед в кафе на краю земли, купание в океане.
Где остановиться
Посетить вантовые мосты во Владивостоке представляется возможным, поселившись в любой из гостиниц столицы приморского края, ближайшие в полуторакилометровом удалении – отели Хендэ, Малая Венеция, Сибирское Подворье, Авизо, Аванта, Астория, Версаль, гостиницы Приморье и Меридиан, мини-отель Буссе, хостел Тепло со стоимостью поселения от 1480 до 5270 рублей в сутки для одного человека.
Отдых на острове Русском предполагает размещение на турбазах «Американка», «Россиянка», «Прибой», в санатории «Белый лебедь», отеле «Русский ренессанс» или кантри-клабе «Новик». К сожалению, большинство баз отдыха острова предусмотрены лишь для летнего проживания, стоимость которого – от 500 рублей в сутки с 1 человека.
Как добраться до вантовых мостов во Владивостоке
Россия, Приморский край, г. Владивосток, бухта Золотой Рог, улица Полтавская, 21, пролив Босфор Восточный, улица Бархатная
Перелёт из Москвы во владивостокский аэропорт Кневичи, расположенный в 4,5 км от городка Артем, занимает по времени чуть больше 9 часов и обойдётся путешественникам в сумму от 28900 рублей с пересадкой в Хабаровске, стоимость беспересадочного рейса более чем вдвое дороже.
Поездка железнодорожным транспортом гораздо дешевле воздушного пути – от 8300 рублей в плацкартном вагоне, но в поезде придётся провести неделю.
По Русскому и Золотому мосту из разных концов города следуют пять автобусных маршрутов под номерами 15, 22, 29, 74 и 76. Выбрав любой, отправляются любоваться величественными символами Владивостока.
Похожие статьи: