Шестнадцать лет сложнейшая система построенных вручную «батальоном Б» дорог была правительством Вьетнама строго засекречена.
Даже сейчас, когда отполыхала американо-вьетнамская война, чёткого представления о ней нет. Тропы были проложены в горах и джунглях для транспортного сообщения противостоящих войскам США, рассредоточенных на юге Вьетнама, вьетнамских боевых подразделений с севером страны, где располагался тыл, а также для переправки необходимого для войск вооружения и продовольствия из Лаоса и Камбоджи.
История
В 1959 году это действительно была небольшая тропинка, которая носила название «дорога Чыонгшон», но когда сопротивление вьетнамских патриотов переросло в масштабную партизанскую войну и в строительстве обходных путей приняли участие горцы и вьетнамские национальные меньшинства, тропа разрослась в многокилометровую транспортную сеть, протяжённость которой по некоторым данным превышает двадцать тысяч километров. Дороги пролагались по охотничьим тропам, строились водные переправы, прорубались непроходимые джунгли, обходились американские КПП, и все эти работы вьетнамцами были проведены с помощью мачете, лопат и мотыг. Но не военные силы противника стали основным препятствием для вьетнамских патриотов, набольшую опасность представляли даже не американские вертолёты, курирующие с воздуха местность, а малярийные комары, от укусов которых в гуще джунглей погибло очень много партизан.
Когда строительство транспортной сети было завершено, по этим тропам Хошимина могли доставлять даже артиллерийское оружие, используя для транспортировки много килограммовых ракет приручённых слонов. Со временем потайные магистрали обросли мостами, укрытиями и перекинутыми через реки мостами, даже была проведена телефонная связь. На тропе Хошимина были построены подземные госпитали, оборудованы склады, в которых хранились цистерны с горючим, оружие и обмундирование. Для поддержания в рабочем состоянии транспортной партизанской сети были задействованы триста тысяч рабочих и тысячи крестьян.
Тропа Хошимина сегодня
Сегодня достопримечательность этой экзотичной страны, названная в туристических справочниках «Тропой Хошимина» или «трассой №1», тянется на тысячу километров от реки Ка, протекающей в северном Вьетнаме, вдоль горного, покрытого джунглями, хребта Чыонгшон до южного города Локнинь. Существуют туры, организация которых направлена на знакомство туристов с этим удивительным военным объектом. Продолжительность подобных туров составляет около четырнадцати дней. Поездка по тропе Хошимина начинается либо в Ханое, либо в Хошимине, либо в любом другом мегаполисе, в зависимости от того, где был куплен тур. Во время туристического путешествия делаются остановки в Нячанге, Далате, Дананге, Хюэ, Хой Ан и на Центральном плато. Поездка осуществляется на автобусе или же на поезде, в этом случае путь пролегает вдоль исторических мест. «Экспресс Воссоединения» ходит три раза в сутки из Ханоя до Хошимина. Самый дорогостоящий, но и самый быстрый поезд отправляется вечером, а медленный и дешёвый отходит от станции в 10.00 утра.
В среднем поездка вдоль границы Лаоса и Вьетнама на поезде займёт двое суток и это путешествие будет интересным для людей, любящих военную историю, потому что тропа Хошимина не была «причёсана», чтобы придать этому району туристический вид. Тропинки заросли, по обочинам дороги валяется «военный» мусор и даже встречаются тронутые вездесущим временем разваливающиеся сбитые вертолёты и истребители. Удастся увидеть и город Селон, когда-то построенный в шестистах километрах от лаосского Вьентьяна, который в годы войны был полностью уничтожен американскими войсками.